Кронштадт
Кронштадт
Символика 
История 
Музеи 
Форты 
Галереи 
Главная
 
Справочник
Карты и планы
Книжная полка
  

Клуб краеведов предлагает

     1. Ограничить стремление вернуть абсолютно всем улицам «исторические» названия, существовавшие до 1918 года, что уравняет самобытную историю нашего города с заштатными городами России XVIII-XIX веков, каждый из которых имел свои Николаевские, Алексеевские, Богоявленские, Соборные, Луговые и прочие улицы.
     2. Улицу Коммунистическую (Княжеская) назвать Адмиральской, что условно объединит два памятника, между которыми пролегает улица: памятник одному из первых адмиралов русского флота императору Петру Великому и памятник вице-адмиралу С. О. Макарову. Выдающемуся флотоводцу и учёному адмиралу Макарову посвящена мемориальная доска на доме № 1 («Дом фельдмаршала Миниха») этой улицы. Здесь же работали все Главные командиры Кронштадтского порта, Военные генерал-губернаторы, которые жили напротив - в доме № 2 (в так называемом «Доме Вирена»).
     3. Улицу Карла Маркса (Соборная) переименовать в улицу «Подплава». «Подплав» - местный исторический топоним. Район комплекса казарм и служебных зданий у гавани, где разместилось первое соединение подводных лодок. Своё начало улица берёт от северного берега острова, условно указывая на побережье Финского залива, где в Сестрорецке в 1724 году, по решению Петра I, плотник Ефим Никонов построил и испытал первое в России «потаённое судно»; пересекается с улицей Флотской, на которой размещались учебные отряды, готовившие флотских специалистов, в том числе и для «Подплава». Южным окончанием улица проходит рядом со сквером Подводников, где открыт памятник «Морякам-подводникам, защищавшим Ленинград в годы Великой Отечественной войны», и упирается в ворота «Подплава», за которыми сразу начинается аллея 12 Героев Советского Союза - командиров подводных лодок.
     4. Улицу Карла Либкнехта (Малая Екатерининская) переименовать в улицу «Адмирала Ф. Ф. Беллинсгаузена». Улица образовалась в 1783-1786 годах при строительстве Офицерских и Служительских флигелей. Восточная оконечность улицы выходила к «Горе», где с 1710-х годов поблизости от Военной гавани образовалось «Морское селение» Кронштадта. Там в начале XIX века жил капитан II ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852), окончивший в 1797 году Кронштадтский Морской кадетский корпус. Там же жили братья Андрей, Михаил и Алексей Лазаревы, будущие адмиралы. Во время экспедиции 1819—1821 годов, вышедшей из Кронштадта, Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев, открыли 16 января 1820 года континент Антарктиду, обошли его, открыв 29 островов в южной части Тихого океана, определили положение Южного Магнитного полюса и вернулись в Кронштадт. С 1839 по 1852 год адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен был Военным губернатором и Главным командиром Кронштадтского порта. Благодаря его заботам, образована нынешняя Советская (Большая Екатерининская) улица и заложен вдоль неё парк; началась посадка деревьев, образовавших нынешние Петровский парк и Летний сад.
     5. Улицу Пролетарскую (Алексеевская) переименовать в улицу Героя Советского Союза Д. Ходакова. С 1700-х годов эта улица «Морского селения» называлась Галкина улица. В 1841 году из-за ветхости была разобрана построенная в 1731 году деревянная Богоявленская церковь. Следующая Богоявленская церковь была построена в 1867 году на углу Галкиной и Богоявленской улиц, после чего Галкину улицу часто именовали ещё и Церковной. В 1906 году Городская управа переименовала её в честь родившегося наследника - Алексеевской. В 1918-м её переименовали в Пролетарскую. Рядом с этой улицей, параллельно, проходила Викторская улица, переименованная в улицу Аверичкина, кронштадтского революционного матроса. На этой улице в рабочей семье в 1919 году родился Дмитрий Ходаков, работавший судосборщиком на Морском заводе. В 1940 году он был призван на Черноморский флот. В 1944-м 67 десантников под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского, в числе которых был и Дмитрий Ходаков, захватили порт города Николаева на реке Южный Буг. На уничтожение десанта были брошены большие силы противника с передовых позиций. Это облегчило прорыв советских частей в город и его освобождение. Из 67 десантников в живых осталось 12, Дмитрий Ходаков погиб.
     6. Улицу Газовый завод («Газовая улица») переименовать в улицу Десантников. В 1941 году по этой улице прошли на Летнюю пристань около 500 кронштадтских моряков - десант, вошедший в историю Великой Отечественной войны, как «Петергофский десант». Эта улица стала последней линией, которую моряки пересекли спокойно. Следующей линией, такой же небольшой по протяжённости, стал берег Нижнего парка Петергофа, занятого врагом. Десант моряков-кронштадтцев был высажен в ночь с 4 на 5 октября 1941 года и почти весь погиб.
     7. Улицу Мануильского (Чеботаревая) переименовать в улицу Адмирала Крузенштерна. В 2006 году исполняется 200 лет со дня завершения первой российской кругосветной экспедиции, отправившейся из Кронштадта в 1803 году. Адмирал Крузенштерн руководил этой экспедицией, командуя шлюпом «Надежда». Он закончил в Кронштадте в 1788 году Морской кадетский корпус. 17 декабря 1925 года Чеботарёву улицу переименовали в улицу Мануильского, которого с Кронштадтом связывали революционные события 1906 и 1908 годов, для подготовки которых он нелегально приезжал в город по заданию руководства РСДРП.
     8. Интернациональную (Богоявленскую) улицу переименовать в улицу Лисянского. Капитан 1 ранга Лисянский - второй руководитель вышеупомянутой экспедиции, командовавший шлюпом «Нева». Юрий Фёдорович Лисянский учился в Кронштадтском Морском кадетском корпусе и закончил его в 1786 году, став морским офицером, надолго связавшим свою жизнь и службу с Кронштадтом. Последний III Интернационал прекратил свою деятельность в 1944 году. Старое название улицы происходит от наименования деревянной Богоявленской церкви, находившейся на этой улице с 1731 года и в первый раз разобранной из-за ветхости в 1841 году, а второй раз - по вандализму в 1932 году.
     9. Улицу Велещинского (Сайдашная) переименовать в улицу Бритнева. Михаил Осипович Бритнев в 1864 году изобрёл и построил на своём судомеханическом предприятии в Кронштадте первый в мире ледокол. Его сохранившийся дом и место судомеханической мастерской находятся неподалёку от Сайдашной улицы.
     21 октября 1920 года Сайдашная улица была переименована в улицу Велещинского. Рабочий Морского завода П. И. Велещинский погиб в сентябре 1919 года в бою с войсками генерала Н. Н. Юденича у деревни Усть-Рудицы вместе с активистами Кронштадта: П. К. Аммерманом и М. А. Сургиным.

     В. Ф. Ключников,
     председатель Клуба; Киссель
     Е. В., Кобчиков Е. Ю., Попова Н. Ф. - члены Совета;
     Шарабанова Е. Ю., секретарь

     «Кронштадтский вестник» № 13 (24124),
     стр. 2 7 апреля 2006 г.

Статьи по теме из «Кронштадтского вестника» № 13 от 7 апреля 2006 г.:

Карта Кронштадта 1911 года с выставки, посвящённой 300-летию Кронштадта Российской Национальной библиотеки
Репродукция  с изображением Андреевского Собора с сайта Российской Национальной библиотеки

Памятный камень на месте бывшего Андреевского Собора

Изображение Господской улицы с сайта Российской Национальной библиотеки

Проспект Ленина в Кронштадте. 2005 г.
Карл Маркс строго следит за процессом переименования кронштадтских улиц...


Следите за расписанием движения автобусов на кронштадтских маршрутах на странице сайта: «Расписание».


Кронштадтские шутки >>>

Кронштадтская инсталляция >>>

«Бастион» и «Холодильник» >>>

Спокойного сна, Кронштадт! >>>

Кронштадт. Карнавал. Собор. >>>

   © Кронштадт, Валерий Играев, 2003 — 2006. kronstadt@list.ru