Кронштадт
Символика  
История  
Музеи  
Форты  
Галереи  
 
Кронштадт
 
Справочник
Карты и планы
Книжная полка  
   

 

В Кронштадт пришёл Новый год...
 



     


В Кронштадт пришёл Новый год со своими давними символами – Дедом Морозом, ёлкой, звездой.
Про историю ёлочки рассказывает Екатерина Александровна Казакова, сотрудник
Музея истории Кронштадта.



 
 Жила-была ёлка.

      Наверное, каждый из нас не представляет главные зимние праздники Новый год и Рождество Христово без нарядной ёлки. Эта зелёная красавица радует глаз не долго, но зато сам процесс установки и украшения во многих семьях напоминает ритуал. Каждому хочется, чтобы его ёлка была самой-самой. Но откуда пошла такая замечательная традиция, и почему рождественским символом стала именно ель? Давайте попробуем разобраться и провести расследование. Итак, Вашему вниманию предлагается несколько версий, а уж какую выбрать – решайте сами.

        В древности люди одушевляли деревья, считали, что они оберегаю людей от бед и болезней. Так ёлка считалась деревом из царства мёртвых, и в еловый лес в одиночку боялись ходить. Берёза, наоборот, считалась деревом девочек, девушек и женщин. Дуб оберегал защитников: мальчиков, юношей и мужчин. Яблоня охраняла семью.
 
 
  Легенда о том, как ёлка стала рождественским деревом

      Когда в пещере, недалеко от Вифлиема у Девы Марии родился младенец – Сын Бога, то все – и ангелы, и люди, и животные, и растения – старались заглянуть внутрь, чтобы поклониться ему и увидеть чудо. По преданию счастливей всех оказались три дерева, стоявшие у входа: стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и колючая скромная ёлка.
      Когда пальма и маслина решили пойти в пещеру и поклониться тому, кто должен был спасти весь мир, то ёлочка робко попросила взять
      – Куда тебе с нами, - презрительно ответили деревья. - И какие дары ты можешь принести новорожденному? У пальмы – сладкие финики, у маслины – душистые оливки из которых изготавливают лучшее в мире масло, а у тебя только иголки, липкая смола да несъедобные шишки. Ёлочка отступила в сторону, так как не смогла найти подарка для младенца.
      Ангел слышал этот разговор. Он увидел, что скромная ёлочка так и осталась стоять у входа в пещеру. Он пожалел скромное дерево и сказал:
      – Милая ёлочка! Я возвеличу тебя и разукрашу лучше, чем твоих сестёр.- Взглянув на усеянное звёздами небо, он сделал знак, и одна за другой звёздочки стали скатываться на землю, прямо на зелёные ветви ёлки. Скоро она вся засияла блестящими огнями, но не загордилась.
      – Каждый год в это время ты будешь красоваться в сиянии огней, и все будут радоваться и веселиться, глядя на тебя. Ты, скромная ёлка, станешь знамением весёлого Рождественского праздника, вечной жизни и здоровья.
 
 
  Легенда о том, как ангелы выбирали рождественское дерево

      Однажды ангелы отправились в лес для того, чтобы выбрать для всего мира главное дерево Рождества. Вначале они считали, что им должен стать могучий дуб. Однако один из ангелов не согласился с этим: «Нет, - сказал он, - мы не можем выбрать дуб. У него слишком твёрдая и слишком хрупкая древесина, а, кроме того, из дуба делаются кресты для могил». Ангелы отправились дальше, и подошли к буку. И тогда второй ангел сказал: «И бук мы не можем выбрать в качестве рождественского дерева, потому что слишком рано он осенью увядает и теряет всю свою листву». Когда они подошли к берёзе, третий ангел сказал: «Берёза тоже не подходит для наших целей, поскольку её ветки обычно используются в качестве бичей для наказания провинившихся». Точно также была отвергнута ива, поскольку её плакучие ветки всегда склоняются вниз и кажется, что она плачет, а значит - она не может быть символом радости. Наконец, ангелы подошли к ели и из-за вечнозелёного покрова, стройной симметричной формы и приятного запаха хвои единодушно выбрали её деревом Рождества.
 
 
  Легенда о святом Бонифации

      В VIII в. святой Бонифаций пытался обратить язычников-друидов в христианство. Друиды поклонялись деревьям а жрецы составляли гороскопы, и каждый месяц в них соответствовал какому-либо дереву. Главным священным деревом были дуб и омела. Чтобы доказать, что дуб не обладает сверхъестественными силами, он срубил один из них. Этот дуб, падая, повалил остальные и единственным деревом, которое не пострадало, оказалась молодая ёлочка. Она и была признана главным деревом Рождества.
 
 
  Легенда о рыцаре Винифреде

      В XIII в. английский рыцарь Винифред отправился к языческим германским племенам, чтобы обратить их в христианство. В холодную зимнюю ночь увидел он на опушке леса большую толпу людей, поклонников языческого бога Тора, которые стояли вокруг священного дуба и готовились к человеческому жертвоприношению в честь «Смерти солнца». В то момент, когда жертву должен был поразить удар, святой Винифред поднял обречённого н смерть. Им оказался маленький ребёнок. Несколькими взмахами огромного меча он срубил священный дуб. Когда вековое дерево упало, глазам присутствующих предстала росшая позади него и как будто возродившаяся на месте старого дуба молодая ель – нежная и стройная. Винифред обратился к германцам и сказал им: «С этой ночи да будет эта маленькая ёлка для вас священна; она дерево мира, потому что из него вы строите жилища, она символ вечной жизни, так как ветви её постоянно зелены; она возвышается к небу, и будет называться деревом Сына Бога». Елка была тогда срублена и с почётом и торжественными церемониями перенесена в селение. Именно с тех пор её стали украшать и наряжать в канун Рождества.
      
      Традицию наряжать ёлку на Рождество к нам в страну привёз из-за границы Пётр I. Это нововведение не сразу прижилось. Еловыми лапами в зимнее время украшали входы в питейные заведения. И выражение «Пойти под ёлку» означало выпить чего-нибудь крепкого. Почти 150 лет ёлка оставалась не у дел. А потом начался ёлочный бум. Стало очень модным ставить на рождественский стол маленькую искусственную елочку. Обычно такие ёлочки изготавливались в кондитерских их миндально-сахарного теста – марципана. Стоили такие ёлки очень дорого. И их могли себе позволить только богатые люди.
      
                    «Чужая ёлка»
      
      В лохмотьях, продрогший, голодный
      Стоял мальчуган под окном –
      Виднелась зажженная ёлка
      Ему за вспотевшим стеклом…
      
      Как много красивых игрушек!
      Хлопушки и звёзды блестят…
      Вкруг бегают резвые дети,
      Их лица весельем горят.
      
      А сколько орехов, гостинцев!
      А как там уютно, светло!
      Подарки… Счастливые дети
      Как им хорошо и тепло.
      
      И долго на радость чужую
      Глядел он с невольной тоской
      И думал, любуясь на ёлку:
      «Хоть раз бы мне праздник такой!»


      
      Это сюжет почти традиционной рождественской истории, когда ребёнок из бедной семьи, наделённый самими замечательными качествами мечтает о красивой ёлке и, наконец, её получает. С одной стороны сюжет этот предельно прост и поучителен, а с другой – именно рождественская или новогодняя ель для многих навсегда связана с тёплыми семейными воспоминаниями. Рождественские истории по этой схеме писали многие классики, как русской, так и зарубежной литературы. Например, стихотворение О. С. Штейн перекликается андерсовновской «Елью».
 
      В лесу дремучем в час ночной
      Качалась ель, полна печали.
      Страдала ель в тиши лесной,
      Мечты о блеске увлекали…
      
      И вот холодным топором
      Срубили ёлку в час единый…
      Всё изменилося кругом,
      Явились чудные картины…
      
      Огнями пышный зал залит,
      И ель украшена нарядно;
      Она горит, она блестит,
      Ей так приятно, так отрадно…
      
      А утром… утром вдруг она
      В пустом сарае очутилась.
      Лежала там обнажена
      И в хлам негодный превратилась.
      
      И загрустил горько ель
      О тёмном лесе, где мечтала,
      И где порой её метель
      В наряд прекрасный одевала.

      
      Известный писатель-маринист Константин Станюкович, в честь которо8о в Кронштадте названа улица, написал трогательную рождественскую историю «Ёлка». В ней рассказывается о маленьком мальчике-сироте, которого воспитывал бродяга по кличке Майор. Денег у них на жизнь не хватало, мальчик ежедневно просил милостыню, а опекун спускал все заработанные деньги в кабачках. Однажды в канун Рождества мальчик пришёл домой и рассказал о ёлке, которую видел в окне одного дома. Он простоял несколько часов, наблюдая за тем, как наряжают лесную красавицу стеклянными бусами и конфетами. Дома он рассказал майору о своей заветной мечте – настоящей рождественской ёлке – Майору. Что-то дрогнуло в старом сердце, и на следующее утро Майор отправился воплощать мечту мальчика. Денег в долг никто не давал ему. Обманом Майору удалось проникнуть в одну богатую генеральскую квартиру. Милостыню он не получил, а вот ложку серебряную украсть удалось. На вырученные от её продажи деньги была куплена маленькая ёлочка и мешок сладостей. Мальчик не сразу поверил в то, что у него появилась самая настоящая, праздничная ёлка. Рассказ завершается на радостной ноте, но автор даёт возможность самому оценить поступок Майора. Эта история несколько отличается своей незавершённой концовкой, так как, согласно жанру, все добрые и кроткие персонажи в конце рождественской сказки обычно оказывались счастливы.
      Все мы с детства знаем песенку, которой совсем недавно исполнилось 100 лет. Это «В лесу родилась ёлочка». Наверное. Трудно найти человека в нашей стране, который ни разу бы её не слышал. Менялись политические режимы, а «Песенка про ёлочку» оставалась жить. Текст этой песенки впервые был напечатан в детском журнале для самых маленьких «Малютка».
      Мало кому сейчас известен текст песенки целиком, поэтому послушайте его. Музыку к этим удивительным стихам написал в 1905 г. врач Леонид Карлович Бекман. Полностью песня с нотами была опубликована в сборнике «Верочкины песенки» в 1906 г. и с тех пор её стали петь везде: в церковных школах, в гимназиях, в богах и бедных семьях. Долгое время песня считаталась народной. Но, не смотря на то, что содержание песенки мы вроде бы знаем, полный текст для многих станет открытием.
      
 
       Кудашева Р. А.
 
                  «Ёлка»
      
      Гнутся ветви мохнатые
      Вниз к головкам детей,
      Блещут бусы богатые
      Переливом огней;
      Шар за шариком прячется,
      А звезда за звездой,
      Нити светлые катятся,
      Словно дождь золотой…
      Поиграть, позабавиться
      Собрались дети тут,
      И тебе, ель-красавица,
      Свои песни поют.
      Все звенит, разрастается
      Голосков детских хор.
      И, сверкая, качается
      Елки пышный убор.
      
      В лесу родилась ёлочка,
      В лесу она росла,
      Зимой и летом стройная,
      Зелёная была.
      
      Метель ей пела песенку:
      «Спи, елочка, бай-бай!»
      Мороз снежком укутывал:
      «Смотри, не замерзай!»
      
      Трусишка зайка серенький
      Под ёлочкой скакал.
      Порою волк, сердитый волк,
      Рысцою пробегал
      
      Веселей и дружней,
      Пойте, деточки!
      Склонит ёлка скорей
      Свои веточки
      В них орехи блестят
      Золочёные
      Кто тебе здесь не рад,
      Ель зелёная?
      
      Чу! Снег по лесу частому
      Под полозом скрипит.
      Лошадка мохноногая
      оропится, бежит.
      
      Везёт лошадка дровеньки,
      А в дровнях старичок.
      Срубил он нашу ёлочку
      Под самый корешок.
      
      И вот ты здесь, нарядная
      На праздник к нам пришла
      И много-много радости
      Детишкам принесла.
      
      Веселей и дружней,
      Пойте, деточки!
      Склонит ёлка скорей
      Свои веточки.
      Выбирайте себе,
      Что понравится…
      Ах, спасибо тебе,
      Ель-красавица!

      Жизнь Раисы Кудашевой была трудной, она пережила блокаду, причём только в послевоенное время было признано её авторство текста песенки.
 
      Рождественская ёлка превратилась в новогоднюю не так давно, в середине 30-х гг. ХХ в. Именно тогда была она реабилитирована вместе с Дедом Морозом. Не смотря на то, что официально Рождество, а следовательно и ёлка, являлись под запретом, во многих семьях в праздник по традиции наряжали если не ёлку, то еловую ветвь. Для того, чтобы искоренить рождественский дух и узаконить украшение ёлки власти приняли решение проводить новогодние праздники, которые поначалу были очень политизированными. Сборники, предназначенные ля детских новогодних праздников, подвергались жесткой цензуре.
 
      Вот Вам неполная история рождественской елочки. Кому будет интересно – рекомендуем почитать книгу Е. В. Душечкиной «Русская ёлка». В ней Вы сможете найти ещё много занимательных фактов из жизни этой лесной красавицы.
 


             


      

 

  Исторический очерк крепости Кронштадт. А. В. Шелов.
 
 
 
    Екатерина Казакова       
   © Кронштадт, Валерий Играев, январь 2011 г. kronstadt@list.ru