Кронштадт.
Символика 
История 
Музеи 
Форты 
Галереи 
Кронштадт
Главная > История > Водопровод в Кронштадте
Справочник
Карты и планы
Книжная полка
  
 

 
Водопровод в Кронштадте

 

Водопровод в Кронштадте появился значительно раньше, чем в Петербурге.
В начале 1804 г. по указанию императора Александра I морским ведомством были проложены дубовые трубы


       Отсутствие на острове Котлин источников доброкачественной питьевой воды и нередкая затруднительность получения жителями пресной воды дали мысль о проведении воды из Невской струи, которая достигает Кронштадта и в виде течения проходить по северному и южному фарватеру залива. Вопрос об устройстве в Кронштадте водопровода заинтересовал Императора Александра I, благодаря чему это дело быстро получило разрешение в морском ведомстве, которое ассигновало необходимые суммы и приступило к работе. В 1804 году был открыт в Кронштадте первый водопровод с деревянными трубами1). Он обслуживал только морские казармы и госпиталь, а город в это время пользовался водой почти исключительно из так называемого, обводного канала, который в виде прямоугольника вдается в город с южной стороны его1).

       В 1827 году решено было перестроить и расширить его сеть — заменить сгнившие деревянные трубы чугунными, а также установить новую паровую машину. Первый проект водопровода был составлен архитектором А. Н. Акутиным. По нему предполагалось не только подвести воду к каждому дому, но и поднимать её до уровня третьего этажа (такая высота зданий в Кронштадта того времени была максимальной). Проект был весьма передовым (достаточно сказать, что в Петербурге того времени ничего подобного не существовало), но он так и остался нереализованным. Л. Л. Карбоньер, на рассмотрение которого проект был представлен в апреле 1827 года, одобрив его в принципе, нашёл, что для экономии средств вполне можно обойтись без подводки воды к домам, а подъём её ограничил высотой в 3 метра, иначе была нужна гораздо более мощная подъёмная машина, чем предполагалась первоначально. И проект Н. А. Акутина в соответствии с этими замечаниями был переработан2).

       Новое здание для водоподъёмной машины по окончательному варианту проекта по указанию императора Николая I поставили так, «чтобы оно находилось от Петербургских ворот в одинаковом расстоянии с лютеранской церковью, стоящей напротив, чтобы образовалась регулярная площадь.» Фасад здания приказано было сделать подобно противостоящей церкви2). .

       В 1837—1839 годах было возведено двухэтажное купольное здание с шестиколонным портиком, в котором стояли две паровые машины по восемь лошадинных сил каждая. За зданием находился водоём, куда вода поступала самотёком из залива, из него поднималась машиной в резервуар, помещавшийся на втром этаже башни. Из верхнего резервуара вода поступала в морской госпиталь и учреждения флота, а из второго — в городские фонтаны, из которых жители города и брали питьевую воду. Фонтаны, в основном, располагались в центре Кронштадта: «Андреевский» вблизи собора, «Екатерининский» на одноимённой улице, «Киселёвский» недалеко от Богоявленской церкви3).
      Проект здания водоподъёмной машины был выполнен Кронштадтской инженерной командой и подписан инженер-подполковником В. П. Лебедевым. Строитетельство велось под наблюдением инженер-капитана Татаринова.

       Во второй половине XIX века здание водоподъёмной машины было перестроено и получило современный вид. Водопровод с чугунными трубами и общим протяжением около 4-х верст, хотя и был лучше первого, но все же обладал следующими важными недостатками: во первых, длина водопроводной сети была слишком мала, во-вторых, количество доставляемой воды было недостаточно1).

       Вплоть до начала 70-х годов XIX века Морское ведомство обеспечивало водой, причём совершенно бесплатно, ещё и многие гражданские объекты города. Поскольку это бремя тяготило моряков, то они постоянно терзали Городскую думу вопросом о строительстве водопровода самим городом.

       В 1868 году появился на свет «Проект обеспечения Кронштадта от распространения больших пожаров и для снабжения жителей водой» начальника строительной части генерал-майора Н. Л. Эйлера3). Но, денег на этот прект не нашли. В последующие годы был выдвинут ещё ряд проектов.

       В 1874 году был заключён договор о прокладке водопровода сроком на 35 лет между городом и подрядчиками — инженер-полковником С. И. Ясюкевичем и почётным гражданином Кронштадта И. Н. Синебрюховым.По соглашению, строители обязались проложить 23 версты трассы с устройством разборных колонок, пожарных кранов, фонтанных водоёмов. С весны 1875 года началась прокладка труб. 16 декабря 1875 года вода поступила во все дома, с хозяевами которых были заключены договоры. Частные домовладельцы платили за воду по 8-ми копеек за 100 вёдер , а в общественных водоёмах бралась плата до 10 копеек за 100 вёдер. Бедные брали воду из водоёмов в ручную мелкую посуду бесплатно1).

       Качество воды было неважное. Оно зависело от течений, уровня воды в заливе, загрязнённости. При низкой воде водопроводы переставали действовать. Усиливались кишечные заболевания, особенно в летние периоды.
       Во время холерной эпидемии в 1910 г. в Кронштадте был применён опыт обеззараживания воды и водопроводной сети по способу проф. Дзжерговского. Этот способ основан на выделении из раствора хлорной извести, при помощи серной кислоты, — хлора, «который в количестве 10 миллиграмм на литр убивает в течение 5—10 минут почти все вегетативные формы микробов, в особенности холерных, обладающих очень малой сопротивляемостью по отношению к обеззараживающим веществам»1).
       Это, по-видимому, были первые в мире опыты по хлорированию водопроводной воды. 18 января 1910 года вступил в строй новый водоприёмник, построенный Морским министерством, а 14 августа 1910 года в присутствии главного доктора Морского госпиталя В. И. Исаева , городского головы В. Г. Гуляева, инженеров В. П. Шаверновского и С. Н. Сысоева приступили к созданию установки по хлорированию воды, которую ввели в эксплуатацию 24 августа.

       В 1932 году водопроводное хозяйство находилось в плачевном состоянии. Вода не поднималась выше третьего этажа.. В 1932 —1937 годах в северо-восточной части острова был построен новый водоприёмник, новые отстойники, фильтры, реагентное хозяйство. Заменённое оборудование увеличило мощность водопровода, и позволило снабжать население Кронштадта относительно сносной по качеству водой4).

       В 1962 году началась прокладка мощной подводной магистрали, соединившей Кронштадт с гостилицким и вильновицким источниками родниковой воды, расположенных недалеко от Ломоносова. В 1969 году вода стала поступать жителям Кронштадта.

       В 1999 году «Водоканал» завершил работы по прокладке трубопровода от Гостилицких источников у посёлка Петровское. Для промышленных целей используется очищенная вода из залива3).
Здание водонапоргой башни реконструировали, и в 2006 году передали Кронштадтскому историческому архитектурно-художественному музею (ныне «Музей истории Кронштадта»).

       Благодаря «Водоканалу» кронштадцев и гостей города радуют 5 фонтанов.




      1)   Тимофеевский. Ф. А. Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта. Кронштадт,1913. С. 200—205.
      2)   Розадеев Б. А., Сомина Р. А., Клещеева Л. С. Кронштадт. Л.: Стройиздат, 1977, С.98—99.
      3)   Соколов А. К. Кронштадт.. История длиною в 300 лет. СПб.: Знание, 2018. С. 568—570.
      4)   Сочагин А. Г. Кронштадт в открытках конца XIX—начала XX века, СПб.: ИП Комплекс, 2004, С. 130.
      








 
 
Здание водоподъёмной машины у Петербургских ворот в Кронштадте. С рисунка 1850 г
 
Фрагмент деревянного трубопровода начала XIX века. Музей истории Кронштадта.
 
Кронштадт. Водокачка.
 
Кронштадт. Забор воды из залива.
 
Здание водоподъёмной машины. Современный вид. Кронштадт
 
 
   © Кронштадт, Валерий Играев, ноябрь 2018 г. * kronstadt@list.ru