Рыбные ряды. Кронштадт.
Кронштадт
Символика 
История 
Музеи 
Форты 
Галереи 
Главная > История > Рыбные ряды
 
Справочник
Карты и планы
Книжная полка
  

Рыбные ряды

     Место между Итальянским прудом и Каботажной гаванью с момента своего возникновения было предназначено для портового хозяйства. Портовое положение способствовало развитию торговли. Торговля велась активно — экипажам кораблей необходимо было продовольствие, корабельные снасти, материалы. На этом месте стали устраивать лавки.

В 1815 году на месте Рыбных рядов располагалось несколько деревянных лавок. Пожар, возникший в 1826 году на соседней Лесной бирже, перекинулся на лавки Рыбных рядов, и уничтожил их полностью. В 1827 — 1828 годах построили новые Рыбные ряды в камне. К сожалению, имя автора здания Рыбных рядов до нас не дошло.

     Галерея с квадратными в плане колоннами, располагалась с западной, северной и южной стороны здания. С галереи был вход в многочисленные лавки торговцев. С восточной стороны здания располагались складские помещения. С этой же стороны находились колодцы для живой рыбы с чугунными решётками.

     О тех далёких временах сообщает фельетон газеты «Кронштадтский Вестник» в 1862 году: «Мы уже говорили когда-то, что город наш летом совершенно изменяет свою физиономию: постоянные обитатели разъезжаются, кто на дачи, кто в море, кто с утра до вечера, не исключая и праздников сидит в конторах, в таможне; за то появляются новые лица, приходят купеческие суда, на улицах видны иностранные шкипера, каптены, матросы; в рыбном ряду, нашем летнем рынке, кипит деятельная мелочная торговля, слышатся диалекты всех возможных стран; для непривычного уха как-то странно слышать, как приказчики в лавках, наши простые ярославские мужики бойко объясняются по-английски и по-французски. Способность и изворотливость русского ума проявляется здесь во всей своей неприкосновенности и наивной простоте. Для наблюдения нравов и изучения разнообразных особенностей, разных национальностей, Рыбный ряд представляет превосходную школу»

     Людным это место оставалось долго. Как видно из фельетона — Рыбный ряд считался летним рынком. С пристани Каботажной гавани осуществлялось сообщение с Ораниенбаумом. Лёд пробивали превые в мире ледоколы «Пайлот» и «Бой» с ранней весны до поздней осени. Первый ледокол «Пайлот», построенный на заводе Михаила Осиповича Бритнева, был спущен на воду в Каботажной гавани в апреле 1874 года.

     После открытия Морского канала, положение кронштадтских торговцев начало постепенно ухудшаться, но торговля в Рыбных рядах продолжалась ещё долго.
     Из статьи в «Кронштадтском вестнике» лета 1896 года: «...торговцы увеличили железный зонтик, пристроив к нему деревянный шириной более аршина, и заняв для этого проезд, обшили его досками, устроили в виде шкафов, которые и загромоздили бочками, ящиками, мешками, садками с курами, утками и другой птицей (которые, кстати, днём выпускаются на волю). Проход загромождён так, что некоторые лавки торгуют днём с огнём.
     Мясники и зеленщики, торгующие против, не остались в долгу. Они загородили всю деревянную панель, предназначенную для прохода покупателей, и у каждой лавки устроили глухие переборки и поставили полки для мяса и зелени, причём также воспользовались проездом, выдвинув свои полки более чем на аршин от панели, чем окончательно стеснили не только проезд, но и проход; разложив мясо и зелень, которые в течение дня лежат на солнце и при ветре покрываются пылью.
     Но верх всего безобразия — это то, что служащие в лавках со дня открытия и до закрытия навигации имеют ночлег здесь же в лавках, чем, конечно, сберегают хозяйкам лишнюю копейку в найме помещения для служащих. Однако насколько это выгодно торговцам, настолько это вредно потребителям»
.

     Пароходное сообщение с пристани Каботажной гавани осуществлялось и после Революции, вплоть до начала Великой Отечественной войны. Здание Рыбных рядов заняли военные. На территории бывшей Лесной биржи, расположился кронштадтский Подплав. Отсюда уходили в бой экипажи подводных лодок. В память о тех героических годах, на территории Подплава, установили памятник А. И. Маринеско и экипажу легендарной подводной лодке С-13. Он располагается чуть южнее здания Рыбных рядов.

     В 70-х годах XX века здание реставрировалось по проекту архитектора М. И. Болотникова. В здании Рыбных рядов — памятнике архитектуры XIX века, в настоящее время располагается военный склад, свободного доступа к нему нет. Но, остаётся надежда, что это историческое место Кронштадта — Рыбные ряды, здание Таможни, набережная Итальянского пруда, Голландская кухня, — военные передадут городу, и все исторические памятники будут восстановлены.


Рыбные ряды. Кронштадт.
Северная сторона Рыбных рядов
Галерея Рыбных рядов
Рыбные ряды. Запретная зона.
Рыбные ряды
 <<< Голландская кухня Андреевский собор >>> 
   © Кронштадт, Валерий Играев, 2003—2016. * [email protected]