Кронштадт
Символика  
История  
Музеи  
Форты  
Галереи  
 
Кронштадт
 
Справочник
Карты и планы
Книжная полка  
   
 

Главная  > Галереи > Памятники > Мемориал «Малая дорога жизни»

Мемориал «Малая дорога жизни»

 
       

Мемориал «Малая дорога жизни» в Кронштадте


      Мемориал «Малая дорога жизни»
      

      Памятник открыт:   27 января 1974 года3
      Архитектор :   Ануфриев В. А
      Инженер :   Побережский А. С.  
      .
 
      В начале декабря, а иногда и позже, Невская губа покрывалась льдом. Кронштадт на какое-то время лишался связи с Ораниенбаумом и Ленинградом. Но как только появлялся достаточно прочный лед, мы организовывали здесь ледовую дорогу, ограждали ее вехами и мигалками. Некоторый опыт использования такой дороги для переправы крупных войсковых соединений был накоплен в войну 1939/40 года, когда через Финский залив из района Красной Горки переправляли не только войска с техникой, но и танки.
      Теперь нам предстояло организовать ледовые дороги на нескольких направлениях: Лисий Нос — Кронштадт — Ораниенбаум, Кронштадт — Красная Горка, Кронштадт — форты «П» и «О», Батарейная бухта — Сескар и далее на Лавенсари (имелось в виду поддерживать непрерывное сообщение с гарнизонами этих островов)1.
 
     В конце ноября в районе острова Котлин вошли в строй две зимние трассы: Кронштадт—Лисий Нос (проходившая вдоль линии северных фортов) и Кронштадт—Малая Ижора (на линии форта «Константин» и южных номерных фортов). Её круглосуточную охрану осуществляли посты лндово-дорожной службы, выставленные на всём протяжении трассы, названной кронштадцами «Малой дорогой жизни».
Позднее по льду Финского залива была проложена ещё одна зимняя дорога, которая начиналась у Шепелевского маяка и сообщалась с островами Лавенсаари, Сескар и Гогланд.2.
 
      Для обслуживания ледовых дорог был организован специальный гидрографический отряд род командованием М. П. Мартьянова. Наших метеорологов то и дело теребили, от них требовали таких всеобъемлющих сведений о микроклимате Невской губы, таких детальных и точных прогнозов, что те иной раз беспомощно разводили руками. Однажды даже взмолились:
      — Помилуйте, но льдами особо занимаются гляциологи!
      Привлекли и гляциологов1.
      
      Зимние дороги постоянно простреливались противником как артиллерией, совершались авианалёты. Несмотря ни на что, только с 20 ноября 1941 года по 20 апреля 1942 года по ледовым дорогам прошло и перевезено более 200 тыс. человек, свыше 40 тысяч машин, 29 танков и бронемашин, 66 аэросаней, 350 тракторов, 134 орудия. По Малой дороге жизни в Ленинград было переправлены тысячи тонн продовольствия (1554т муки, 105т сахара, 100т жиров и другие продукты) и горючего (свыше 6700 т мазыта и соляры, 40 тыс. л бензина) из запасов Балтийского флота.
      В зиму 1942—1943 годов было совершено около 350 тысяч рейсов автомашин, проведено более 270 тысяч человек, 1270 орудий.
 
      Осенью 1943 года началась скрытная переброска бойцов и вооружения 2-й Ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм. До становленя льда переброска осуществлялась судами Балтийского флота.

      «9 января метеорологическая обстановка улучшилась. Суда могли быстрее совершать переходы к Ораниенбауму. Одновременно мы открыли дорогу по льду из поселка Горское в Кронштадт. Сначала по ней двигались только пешеходы и конный транспорт, потом пошли и машины.
      Когда транспортировка начала производиться с перевалкой в Кронштадте, появилась возможность привлечь к ней и ледокольные морские буксиры.
      К 22 января все дополнительные перевозки были осуществлены. С 23 декабря по 21 января мы транспортировали 22 тысячи солдат и офицеров, 800 автомобилей и спецмашин, 140 танков, 380 орудий и минометов, а также другие грузы общим весом до 20 тысяч тонн.
      А противник и знать не знал о передислоцировании целой армии на приморский плацдарм»1.
 
      «Переброска войск и техники в Ораниенбаум внешне не выглядела так эффектно, как многие другие боевые действия или операции Балтийского флота. Перевозки есть перевозки. Формально это не бой, не сражение. Тем не менее хочу особо подчеркнуть: это был подвиг, который дал возможность нанести сокрушительный удар по врагу»1.


      1  Трибуц В. Ф. Балтийцы сражаются. М. : Воениздат, 1985 г.
      2  А. И. Еськов. Кронштадт. Война. Блокада. СПб. 2005 г., стр. 46—57.
      3  «На доме под номером пять (пятая Северная казарма) установлена мемориальная доска в 1974 году, в день тридцатилетия освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Такой же мемориал имеется в поселке Малая Ижора и поселке Горская». «Улица Восстания» Л. И. Токарева, Кронштадтский вестник» № 25 от 24.06.2005 г.

 

 

 

  Мемориал «Малая дорога жизни» в Кронштадте
    Фрагмент мемориала «Малая дорога жизни» в Кронштадте       
          Фрагмент мемориала «Малая дорога жизни» в Кронштадте       
    Фрагмент мемориала «Малая дорога жизни» в Кронштадте
   

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   © Кронштадт, Валерий Играев, 2003—2012. [email protected]